Давайте вместе бороться с пробками

В начале года глава УГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов предложил радикальный метод борьбы с пробками на казанских дорогах: сделать въезд в город платным. Устранить таким образом причину заторов – интенсивность движения, которая в Казани превышает норму в 2 – 3 раза.

Способ, что и говорить, радикальный. А некоторые казанцы, кто в шутку, а кто и всерьез, предлагают еще законодательно запретить управление транспортными средствами представительницам слабого пола, мол, при нынешнем количестве автоледи это как раз вдвое снизит интенсивность движения. Но если без шуток, то возникает вопрос: почему предлагаемые “сверху” меры по борьбе с пробками не идут дальше запретительных? Надежды на будущее не в счет: казанцам обещали построить дорожные развязки к Универсиаде, но, во-первых, до 2013 года тоже как-то ездить надо, а во-вторых, развязки не решат проблему, если транспортным потокам с них будет некуда “растекаться”.

К примеру, в час пик встает движение на съезде с Ленинской дамбы – на улице Декабристов. В 2008 году в связи со строительством жилого дома закрыли улицу Рабочую – разбитую грунтовку, по которой часть машин объезжала пробку. Дом построили – дорогу не открыли. Много лет ведут в тупики улицы Солдатская и Абсалямова, хотя должны разгружать основные магистрали. Чтобы они заработали, не нужно ждать денег Универсиады – достаточно открыть проезды.

Другой пример. Движение на улицах Астрономической и Лобачевского парализуют не только припаркованные с нарушениями автомобили, но и два нерегулируемых пешеходных перехода – на Баумана и на перекрестке Лобачевского – Кремлевская. На них пешеходы от машин еле уворачиваются, а автомобилисты подолгу ждут “окошко” в вялотекущем потоке людей. Поставить там светофоры – куда дешевле, чем развязки построить, а ситуация изменилась бы в корне.

Правда, в городской ГАИ говорят, что светофор в конце подъема на Лобачевского ставить нельзя – тогда, мол, зимой остановившиеся на красный машины будут скатываться вниз. Но без светофора там то и дело возникает самая опасная ситуация, когда, пропустив пешеходов, машины трогаются, но внезапно появляется следующий пешеход, и все снова встают. Именно в этот момент неопытные и зазевавшиеся катятся вниз, а по сигналу светофора им тронуться на подъеме было бы легче!

Выделенные полосы для общественного транспорта в одних местах разгрузили дорогу, а в других – усугубили проблему. С учетом очередей на левый поворот на некоторых участках улиц Декабристов, Чистопольской, проспектов Ямашева и Ибрагимова для движения основного потока остается одна полоса. В час пик она встает. Вопрос: почему решение о выделенных полосах приняли без анализа ситуации на каждом участке дороги?

На улицах Островского, Пушкина, К. Маркса, Булаке – всюду в центре, где есть выделенные полосы для общественного транспорта, эти полосы под завязку забиты стоящими автомобилями.

А пробка, в которой ежедневно замирают улица Павлюхина и Оренбургский тракт? Чем не доказательство, что современные дороги и развязки не панацея? Рядовые водители знают: заторы на Павлюхина – искусственного происхождения, единственная их причина – регулярная организация в час пик “зеленой улицы” большим чиновникам.

В республиканской ГАИ корреспонденту “ВК” назвали основные, на взгляд специалистов, пять причин дорожных заторов. Проведение в городе массовых спортивных и коммерческих мероприятий без согласования с ГАИ – инспекторам лишь остается “растаскивать” пробки, что называется, постфактум. Развернутое в преддверии Универсиады строительство дорожных развязок на ключевых магистралях. Низкая культура водителей и пешеходов: первые даже при мелких ДТП часами ждут приезда ГАИ, вместо того чтобы оформить дело ускоренным путем и освободить дорогу, а вторые, усвоив, что их права закон стал защищать лучше, теперь идут по переходам не иначе как вразвалочку. Повальная установка камер видеофиксации, которая существенно замедлила движение транспортных потоков. И беспорядочная парковка машин на дорогах. Этот “вид сверху” на казанские дороги нам всем в общем-то знаком. Он, может, и правильный, но – сверху же.

А вот в Москве власти попробовали посмотреть на пробки глазами тех, кто в них стоит. Там при поддержке правительства Москвы и федерального агентства по делам молодежи работает общественная организация “Московский центр борьбы с пробками”. Недавно этот центр открыл в Интернете сайт, куда москвичей просят направлять свои мнения и идеи, как разрешить зашедшую в тупик ситуацию в конкретных точках наиболее дешевым и быстрым способом. И предложения пошли: где-то водители подсказали, что надо открыть проезд, где-то – изменить режим работы светофора, где-то – спрямить дорогу, положив несколько квадратных метров асфальта…

Ну а чем Казань хуже Москвы? Внимание, автомобилисты, пассажиры общественного транспорта и пешеходы! “ВК” объявляет акцию: давайте вместе подумаем, что нужно сделать, чтобы уменьшить количество автомобильных пробок. До 20 июня свои предложения вы можете присылать по факсу (843) 562-10-94 или почтой по адресу: 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2. Мы беремся их систематизировать и представить на суд руководства ГАИ. Обещаем, что передадим ваши предложения и в горисполком. А самое лучшее предложение, с точки зрения специалистов в области организации дорожного движения, будет отмечено специальным призом “ВК”.