Сюрреализм на дорогах Казани: знаки в кустах, фотофиксация грязных авто и дважды опасные повороты

Реакция чиновников на замечания об абсурдных дорожных знаках — «административный футбол» и ссылка на отсутствие финансирования.

Накануне региональная рабочая группа Общероссийского народного фронта провела заседание, посвященное неправильному применению дорожных знаков в Казани. Мониторинг, проведенный местными «фронтовиками», выявил множество нарушений и абсурдных знаков, которые могут как минимум сбить водителей с толку, а в худшем случае станут причиной ДТП со смертельным исходом. Корреспондент «Реального времени» стала свидетелем, как в качестве решения было предложено создать единый центр по организации и безопасности дорожного движения, по аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом.

Активистам мешает «административный футбол» и проблемы с финансированием

Для того, чтобы обсудить проблему неправильного применения дорожных знаков и организацию безопасности дорожного движения в Казани, местная рабочая группа ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» пригласила на встречу представителей исполкома города, ГИБДД, МБУ «АСУДД», а также членов федерации автовладельцев России.

Как сообщил эксперт рабочей группы Рустем Гарафутдинов, местное отделение ОНФ регулярно проводит мониторинг состояния улично-дорожной сети в РТ для того, чтобы оценить, как власти исполняют свои обязанности по содержанию дорог и обеспечению безопасности. Будто намекая, спикер особенно подчеркнул в своей речи то, что в условиях демографического кризиса в Татарстане ежегодно происходит около 5 000 ДТП, в которых гибнут порядка 500 человек и около 6 000 человек получают травмы, нередко ведущие к инвалидности.

Отвечая на вопрос «Реального времени» о том, поднималась ли данная проблема ранее, и почему до сих пор не было предпринято никаких действий со стороны властей, президент РОО РТ «Гражданское общество» Игорь Бикеев назвал две основные причины — это «административный футбол» и проблема финансирования.

— Мониторинги мы проводили и направляли соответствующую информацию в компетентные структуры. Иногда проводится административный футбол: говорят, что это или не наш вопрос, или этот вопрос мы рассмотрим позже, поскольку на данный момент не открыто финансирование и мы должны заложить только на следующий год. Но вы сами понимаете, что если ошибочный знак или разметка есть, то ситуация не ждет года. Некоторые знаки, просто посмотришь на них, они не исполнимы, сбивают с толку любого водителя и могут приводить к внештатным, абсурдным ситуациям, — высказался Бикеев.

«Меры как бы приняты, а на дороге ничего не меняется»

Буквально в августе активисты Народного фронта лично оценили качество принятых мер дорожной безопасности возле школ на улицах Ш. Усманова, Тверской, Короленко и Абсалямова. Результаты оказались удручающими: возле каждой из них, за исключением школы на ул. Абсалямова, были выявлены нарушения норм безопасности. Причем повторные визиты на места, которые были организованы в сентябре и октябре, показали, что особых изменений не произошло.

Чтобы не быть голословными, представители рабочей группы ОНФ продемонстрировали фотографии, которые были снабжены детальным описанием. К примеру, у лицея-интерната № 2 на ул. Ш. Усманова знаки «Дети» были установлены не в полном объеме (отсутствуют повторные знаки с обозначением протяженности опасного участка), также появились две искусственные неровности, но нет разметки и знаков. У школы № 55 на ул. Тверской нет пешеходного ограждения, нет искусственных неровностей, а пешеходный переход выходит на газон. Рядом со школами № 20 и № 34 по ул. Короленко замечена одинаковая проблема — знаки «Пешеходный переход» развернуты и смотрят в непонятном направлении.

— Как мы видим, несмотря на выданные ГИБДД предписания, больших изменений не произошло, — прокомментировал Рустем Гарафутдинов. — Признаться, мы так и предполагали, что дело быстро не решится, так как у нас имеется практика обращения в надзорный орган с информацией о нарушениях в применении знаков на улицах Казани. Результат всегда один — выдано предписание, составлен протокол. Меры как бы приняты, а на деле, точнее, на дороге, ничего быстро не меняется.

Коллекция абсурдных дорожных знаков

Самая любопытная часть доклада Рустема Гарафутдинова касалась абсурдных дорожных знаков, размещенных в Казани. Некоторые фотографии заставляли участников заседания посмеиваться или возмущенно фыркать. Сначала Гарафутдинов продемонстрировал фотографию, сделанную на площади Свободы: там табличка «Направление действия» ютится под знаком «Велосипедная дорожка». На выходе мы получаем сюр под названием «Направление действия пересекаемой велодорожки». Нарушение налицо, так как первый знак может применяться только с некоторыми запрещающими знаками.

Также в Казани имеется «Дважды опасный поворот» (на одном разъезде установлены два одинаковых знака), «Дважды запрещенная стоянка» (одинаковые знаки стоят в метре друг от друга), «Как проехать на авеню?» (один из знаков указывает, что пр. Победы находится справа, а ближайший знак советует водителю ехать прямо), еще есть прекрасный знак «Как проехать на Оренбургский тракт?» с отсутствием стрелок, указывающих направление.

Также есть феномен, обозначенный активистами, как «Куда ехать?» — он представляет из себя скопление знаков, указывающих разные направления движения. Сам Гарафутдинов признается, что это напоминает ему фильм «Чародеи», в котором герой Семена Фарады заблудился в телецентре «Останкино».

— Табличка «Фотофиксация» применяется только с некоторыми знаками, когда нарушение требований знака фиксируется в автоматическом режиме — это пешеходный переход, ограничение скорости, остановка запрещена, автобусная полоса и другие, — сообщил Гарафутдинов. — В нашем городе пошли еще дальше. Здесь, видимо, фиксируются грязные автомобили (табличка «Фотофиксация» расположена под знаком «Мойка автомобилей»).

Дорожные знаки, спрятанные в кустах, закрывающие друг друга или противоречащие друг другу, знаки несоответствия полосности на дороге и на знаках — все это наша казанская действительность.

«Жемчужина» исследования активистов, самая настоящая «вишенка на торте» — это перекресток улиц Технической и Тихорецкой. Там над каждой из полос одновременно установлены знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу». Из установленных знаков следует, что на одном и том же перекрестке первая и вторая полоса второстепенные, а третья и четвертая — главные. Также под знаками «Уступите дорогу» установлен знак 8.13 с конфигурацией, указывающей на то, что дорога все-таки «главная» и поворачивает налево.

Не менее абсурдно организовано движение на перекрестке по полосам: с первой полосы предписано двигаться направо, со второй — налево, с третьей — направо, с четвертой — налево. Кроме того, светофоры установлены над каждой полосой движения, что предполагает регулирование движения отдельно по каждой полосе. И при всем этом проект успешно прошел госэкспертизу и имеет положительное заключение.

«Докладчик правильно объяснил ситуацию в городе…»

Члены региональной рабочей группы ОНФ уверены, даже если сегодня, после просмотра этих прекрасных фотографий, ГАИ напишет предписание и составит протокол на ИКМО, то, скорее всего, ни завтра, ни сегодня ситуация не изменится. Причины в следующем: недостатки в планировании, так как нет четкого понимания того, сколько знаков не хватает в Казани, сколько надо заменить и так далее — необходим проект организации дорожного движения. Вторая причина — это источник финансирования: оно осуществляется из бюджета РТ в рамках программы повышения безопасности дорожного движения. Последняя причина — это отсутствие единого городского органа, отвечающего за организацию и безопасность дорожного движения.

В качестве решения татарстанское отделение ОНФ предлагает создать в Казани центр по организации и безопасности дорожного движения по аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом. Удивительно, но все участники вчерашней встречи поддержали данное предложение и, более того, ни у кого не нашлось претензий к докладчику.

— Докладчик правильно объяснил ситуацию в городе. Да, действительно, разрозненность организации ни к чему хорошему не приведет. Работа в едином коллективе — это залог успеха. Вопрос о необходимости создания такого центра уже давно поднимался исполкомом Казани. Однако из-за отсутствия финансирования он так и остался на уровне проектного решения. Возражений нет, — прокомментировал специалист отдела организации и безопасности дорожного движения исполкома города Александр Коледов.

Представитель МБУ «АСУДД» Кирилл Кашин, как и замначальника казанского отделения ГИБДД Рустем Гараев также согласились с тем, что объединение структур — это правильное решение.

— Значит, хорошо мы подготовились. Потому что иногда у нас бывают очень жаркие дебаты. Когда мы собирались по вопросам здравоохранения или ЖКХ, тут министры краснели, синели, говорили, что это не так. Сегодня прям так «ложится» все, — удивленно отреагировал президент РОО РТ «Гражданское общество» Игорь Бикеев.

По итогам встречи представители ОНФ составят протокол и направят соответствующее обращение в органы власти. Правда, неизвестно, изменится ли что-нибудь на сей раз.