Вячеслав Зубарев :«Бу Андерссон при всех заслугах сделал серьезные стратегические просчеты»

Почему АвтоВАЗ избавляется от своего иностранного руководителя?

Два года продержался президент АвтоВАЗа швед Бу Андерссон в своей должности. Владелец крупнейшего регионального автодилера ООО «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев в своей статье для «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, в чем причина увольнения креативного и активного в работе медиауправленца из-за границы, что нового он привнес в отечественный автопром и зависит ли будущее волжского автогиганта от гражданства его будущего босса.

ЗАЧЕМ БЫЛО «РАЗМАЗЫВАТЬ» ПРОИЗВОДСТВО НА ДВА ГОРОДА?

Для меня отставка Бу Андерссона была ожидаема. Разговоры об этом начались еще в ноябре прошлого года, когда стала просачиваться информация о финансовых результатах работы автогиганта, о его рекордных убытках. До этого в общественности высказывалось недовольство большими сокращениями на предприятии. Также были негативные отклики со стороны некоторых представителей отрасли по поводу смены отечественных поставщиков на иностранных. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов неоднократно критиковал работу иностранного специалиста, а периодически появляющаяся критика — это серьезный сигнал о том, что могут быть сделаны определенные оргвыводы. Поэтому с конца ноября отставка была уже ожидаема, а очередным толчком к ней стали те самые рекордные убытки.

Андерссон при всех его заслугах, которые все же были во время его руководства, сделал серьезные стратегические просчеты, которые и привели к ухудшению финансового положения завода. Хотя в планах, как я понимаю, был обозначен выход АвтоВАЗа на безубыточность и увеличение доли рынка. А получилось, что в течение прошлого года модели отечественного производителя дорожали быстрее, чем у некоторых иностранных конкурентов. Конечно, тут есть и объективный фактор — падение автомобильного рынка в целом. Большинство производителей несут убытки. Все, кто в автомобильном бизнесе, переживают сейчас тяжелейшие времена. Но даже при всех исходных ситуациях результат по доле рынка и прибыльности не самый удачный, прежде всего он характеризует итоги работы предприятия.

Тем не менее Андерссон внес живую струю в работу предприятия. При нем АвтоВАЗ разработал новые модели и пустил их в производство. Я имею в виду LADA Vesta и LADA XRAY. В целом модели достаточно успешные. Другое дело, что слабо поработали над их ценой, она дороговата для данных машин. Также на заводе подтянули качество выпускаемых автомобилей. Динамика самой жизни предприятия, управление по целям внедрялись достаточно успешно. Это передовая методика менеджмента.

Мне кажется, ошибка была в стратегии. «Размазали» производство, перевели часть его в Ижевск, это явно увеличило себестоимость автомобиля. Для меня непонятно, зачем это делалось. Возможно, на то были причины. На мой взгляд, просчет был именно в этом. В Тольятти своих мощностей вполне достаточно.

Кроме того, Андерссон оказался хорошим специалистом в области PR. Можно вспомнить прошлогодний чемпионат мира по водным видам спорта в Казани. Вместо импортных партнеров турнира был представлен отечественный автогигант, и у российской компании была хорошая возможность продемонстрировать свои новинки для гостей со всего мира.

И в личном общении шведский специалист произвел очень хорошее впечатление. Динамичный, очень заряженный человек. Он словно мотор, всегда с горящими глазами. Но возможно, что этот сверхзаряд имел и обратную сторону. Когда человек тратит много времени, чтобы раскачать такую махину, как АвтоВАЗ, то меньше остается времени для глубокого анализа именно в стратегии. Но это только мое предположение. На данном этапе мне кажется, что приглашение на пост президента российского автогиганта Андерссона было скорее плюсом, чем минусом. Он показал, что даже на АвтоВАЗе можно работать по-другому. И сама атмосфера очень сильно отличалась на заводе от той, что я видел ранее. Поэтому, несмотря на печальные итоги, повторюсь, есть и плюсы.

«ЗАДАЧИ ПЕРЕД НОВЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ КОНЦЕРНА БУДУТ СТОЯТЬ ТЕ ЖЕ»

В обществе стали поговаривать, что, мол, русские постоянно так: чуть какое недовольство, они готовы тут же коней на переправе поменять… Но даже в небольшом коллективе руководителю трудно решить задачу — уволить подчиненного или дать ему еще один шанс. Идти на риск или дальше ждать уже нечего… Но тут решение принималось коллегиально, помимо руководства «Ростеха» участвовал и контролирующий акционер — франко-японский альянс Renault-Nissan.

Сейчас ходят разговоры, кто же нужен АвтоВАЗу… И в случае нанятого специалиста из-за рубежа, и в случае приема на работу отечественного управляющего нет гарантии успеха, нет гарантии неудачи. Западные специалисты не все хорошего и высокого уровня, не каждый может приспособиться к нашей российской действительности. С одной стороны, мы знаем немало положительных примеров, когда западные управленцы действительно вносили большой вклад и меняли работу предприятия. С другой — и российские специалисты имеют навыки руководства с использованием всех самых современных управленческих инструментов, они хорошего уровня. Возможны оба варианта.

По поводу того, сможет ли освоиться профессионал с западными ценностями, мне кажется, что мы слишком много придаем значения нашему менталитету. В каких только странах сегодня не работают современные предприятия! С каким только менталитетом! Взять ту же Румынию. В обывательском отношении она ассоциируется с большим количеством цыган, которые только и делают, что танцуют и поют. Тем не менее завод Renault там работает нормально. Поэтому если созданы правильные условия работы, наши русские люди с нашим же менталитетом успешно встраиваются в работу многих западных предприятий.

Бытует мнение, что Андерссон перестарался с сокращениями на АвтоВАЗе. Но они были действительно необходимы. Повышение производительности труда неизбежно, иначе не будет конкурентоспособного предприятия. Вне зависимости от того, западное оно или российское, оба будут работать с издержками. Если есть избыточная численность работников, если она не дотянет до нормативов конкурентов, никуда не денешься от сокращения. Таковы условия рынка.

Я слышал, что на пост президента АвтоВАЗа пророчат француза Николя Мора, генерального директора румынского производителя Dacia, однако я о нем ничего не знаю. Наверное, французы, если его выдвигают, все взвесили и учли его опыт работы в Восточной Европе.

Задачи перед новым президентом концерна будут стоять те же: безубыточность и завоевание определенной доли рынка. Выпуск современной продукции сможет это обеспечить. АвтоВАЗу надо выходить также на внешние рынки. Замкнутость на внутренний рынок может привести к большей уязвимости от одной страны. Это сокращение конкурентной способности. С другой стороны, замахиваться на мировые рынки сейчас тоже не время. Как говорят, не до жиру, быть бы живым. Интеграция в мировую промышленность — это происходит уже сейчас. Renault и Nissan являются основными владельцами пакета акций автогиганта. 

Вячеслав Зубарев :«Бу Андерссон при всех заслугах сделал серьезные стратегические просчеты»

Почему АвтоВАЗ избавляется от своего иностранного руководителя?

Два года продержался президент АвтоВАЗа швед Бу Андерссон в своей должности. Владелец крупнейшего регионального автодилера ООО «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев в своей статье для «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, в чем причина увольнения креативного и активного в работе медиауправленца из-за границы, что нового он привнес в отечественный автопром и зависит ли будущее волжского автогиганта от гражданства его будущего босса.

ЗАЧЕМ БЫЛО «РАЗМАЗЫВАТЬ» ПРОИЗВОДСТВО НА ДВА ГОРОДА?

Для меня отставка Бу Андерссона была ожидаема. Разговоры об этом начались еще в ноябре прошлого года, когда стала просачиваться информация о финансовых результатах работы автогиганта, о его рекордных убытках. До этого в общественности высказывалось недовольство большими сокращениями на предприятии. Также были негативные отклики со стороны некоторых представителей отрасли по поводу смены отечественных поставщиков на иностранных. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов неоднократно критиковал работу иностранного специалиста, а периодически появляющаяся критика — это серьезный сигнал о том, что могут быть сделаны определенные оргвыводы. Поэтому с конца ноября отставка была уже ожидаема, а очередным толчком к ней стали те самые рекордные убытки.

Андерссон при всех его заслугах, которые все же были во время его руководства, сделал серьезные стратегические просчеты, которые и привели к ухудшению финансового положения завода. Хотя в планах, как я понимаю, был обозначен выход АвтоВАЗа на безубыточность и увеличение доли рынка. А получилось, что в течение прошлого года модели отечественного производителя дорожали быстрее, чем у некоторых иностранных конкурентов. Конечно, тут есть и объективный фактор — падение автомобильного рынка в целом. Большинство производителей несут убытки. Все, кто в автомобильном бизнесе, переживают сейчас тяжелейшие времена. Но даже при всех исходных ситуациях результат по доле рынка и прибыльности не самый удачный, прежде всего он характеризует итоги работы предприятия.

Тем не менее Андерссон внес живую струю в работу предприятия. При нем АвтоВАЗ разработал новые модели и пустил их в производство. Я имею в виду LADA Vesta и LADA XRAY. В целом модели достаточно успешные. Другое дело, что слабо поработали над их ценой, она дороговата для данных машин. Также на заводе подтянули качество выпускаемых автомобилей. Динамика самой жизни предприятия, управление по целям внедрялись достаточно успешно. Это передовая методика менеджмента.

Мне кажется, ошибка была в стратегии. «Размазали» производство, перевели часть его в Ижевск, это явно увеличило себестоимость автомобиля. Для меня непонятно, зачем это делалось. Возможно, на то были причины. На мой взгляд, просчет был именно в этом. В Тольятти своих мощностей вполне достаточно.

Кроме того, Андерссон оказался хорошим специалистом в области PR. Можно вспомнить прошлогодний чемпионат мира по водным видам спорта в Казани. Вместо импортных партнеров турнира был представлен отечественный автогигант, и у российской компании была хорошая возможность продемонстрировать свои новинки для гостей со всего мира.

И в личном общении шведский специалист произвел очень хорошее впечатление. Динамичный, очень заряженный человек. Он словно мотор, всегда с горящими глазами. Но возможно, что этот сверхзаряд имел и обратную сторону. Когда человек тратит много времени, чтобы раскачать такую махину, как АвтоВАЗ, то меньше остается времени для глубокого анализа именно в стратегии. Но это только мое предположение. На данном этапе мне кажется, что приглашение на пост президента российского автогиганта Андерссона было скорее плюсом, чем минусом. Он показал, что даже на АвтоВАЗе можно работать по-другому. И сама атмосфера очень сильно отличалась на заводе от той, что я видел ранее. Поэтому, несмотря на печальные итоги, повторюсь, есть и плюсы.

«ЗАДАЧИ ПЕРЕД НОВЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ КОНЦЕРНА БУДУТ СТОЯТЬ ТЕ ЖЕ»

В обществе стали поговаривать, что, мол, русские постоянно так: чуть какое недовольство, они готовы тут же коней на переправе поменять… Но даже в небольшом коллективе руководителю трудно решить задачу — уволить подчиненного или дать ему еще один шанс. Идти на риск или дальше ждать уже нечего… Но тут решение принималось коллегиально, помимо руководства «Ростеха» участвовал и контролирующий акционер — франко-японский альянс Renault-Nissan.

Сейчас ходят разговоры, кто же нужен АвтоВАЗу… И в случае нанятого специалиста из-за рубежа, и в случае приема на работу отечественного управляющего нет гарантии успеха, нет гарантии неудачи. Западные специалисты не все хорошего и высокого уровня, не каждый может приспособиться к нашей российской действительности. С одной стороны, мы знаем немало положительных примеров, когда западные управленцы действительно вносили большой вклад и меняли работу предприятия. С другой — и российские специалисты имеют навыки руководства с использованием всех самых современных управленческих инструментов, они хорошего уровня. Возможны оба варианта.

По поводу того, сможет ли освоиться профессионал с западными ценностями, мне кажется, что мы слишком много придаем значения нашему менталитету. В каких только странах сегодня не работают современные предприятия! С каким только менталитетом! Взять ту же Румынию. В обывательском отношении она ассоциируется с большим количеством цыган, которые только и делают, что танцуют и поют. Тем не менее завод Renault там работает нормально. Поэтому если созданы правильные условия работы, наши русские люди с нашим же менталитетом успешно встраиваются в работу многих западных предприятий.

Бытует мнение, что Андерссон перестарался с сокращениями на АвтоВАЗе. Но они были действительно необходимы. Повышение производительности труда неизбежно, иначе не будет конкурентоспособного предприятия. Вне зависимости от того, западное оно или российское, оба будут работать с издержками. Если есть избыточная численность работников, если она не дотянет до нормативов конкурентов, никуда не денешься от сокращения. Таковы условия рынка.

Я слышал, что на пост президента АвтоВАЗа пророчат француза Николя Мора, генерального директора румынского производителя Dacia, однако я о нем ничего не знаю. Наверное, французы, если его выдвигают, все взвесили и учли его опыт работы в Восточной Европе.

Задачи перед новым президентом концерна будут стоять те же: безубыточность и завоевание определенной доли рынка. Выпуск современной продукции сможет это обеспечить. АвтоВАЗу надо выходить также на внешние рынки. Замкнутость на внутренний рынок может привести к большей уязвимости от одной страны. Это сокращение конкурентной способности. С другой стороны, замахиваться на мировые рынки сейчас тоже не время. Как говорят, не до жиру, быть бы живым. Интеграция в мировую промышленность — это происходит уже сейчас. Renault и Nissan являются основными владельцами пакета акций автогиганта.