Жизнь на колесах

Автомобильная Казань превращается в Москву. С одной стороны, количество автовладельцев в Казани увеличивается с каждым годом. С другой – растет число ДТП. Недаром сотрудники Госавтоинспекции утверждают: вступление в субботу в законную силу более высоких штрафов было оправдано и необходимо. А какие еще изменения коснутся автомобильной Казани? И чем она живет?

На дорогах все больше автомобилей, а еще говорят, что плохо живем… Только вот пропускная способность дорог рассчитана на куда меньший поток машин, чем тот, что мы наблюдаем на улицах Казани, особенно в часы пик. Когда встанет столица Татарстана? С этим вопросом корреспондент «МТ» обратился к госинспектору дорожного надзора ГИБДД УВД Казани Рустему ХУСНУТДИНОВУ.

– Рустем Мухтарович, насколько сегодня перегружены дороги Казани?- Основные магистрали перегружены в два раза. Если на одну полосу должно быть 750 единиц транспортных средств, то у нас эта цифра где-то доходит до 3,5 тысяч! Самые перегруженные – улица Ершова в районе остановки «Акчарлак», проспект Ямашева, Ленинская дамба, проспект Победы, улица Сахарова, Булак. На мосту «Миллениум» тоже частые заторы, но через два-три месяца постараемся разгрузить его.

– Как можно изменить ситуацию?- Существует программа строительства новых дорог, в частности, строительство малого и большого казанского кольца. Если будет выполнено все, что задумано, то проблема будет решена на многие годы независимо от роста транспорта.

– Строительство каких дорог ведется сегодня?- Сейчас заканчивается строительство четвертой транспортной дамбы, дороги по улице Чистопольской в сторону Адоратского, перехода через Ямашева на Гаврилова; дороги, которая соединит Ново-Савиновский район с улицей Дементьева. На Ленинской дамбе планируется убрать трамвайные пути, что намного улучшило бы ситуацию. Ширина трамвайной линии порядка – 3-3,5 метров, которые потом отойдут под проезжую часть. Но есть опасность того, что водители будут гонять, возможны выезд на встречную полосу, столкновения. А значит, опять рост ДТП.

– Увеличение числа машин напрямую влияет на рост ДТП?- Рост ДТП отмечается по всей России, поэтому не зря ужесточили кодекс со штрафными санкциями. Строительство новых дорог, транспортных развязок, пешеходных переходов разных уровней (надземных и подземных) поможет успокоить ситуацию. В среднем в день фиксируется порядка 200 ДТП, из них 5-6 крупных происшествий, где пострадали или погибли люди.

– Один из аргументов за введение новой транспортной схемы звучал так: разгрузить дороги от большого числа маршруток, многие из которых дублируют друг друга.- Новая транспортная схема пока никак не повлияла на статистику дорожно-транспортных происшествий: старые автобусы еще не все убрали, а новые добавились. На сегодняшний день администрацией города закуплено уже 425 новых автобусов. Удастся ли разгрузить дороги в дальнейшем? Да. Сокращение автобусов ожидается больше чем в два раза – с двух тысяч до одной. И скорей бы метро построили. Это улучшит ситуацию.

– Рустем Мухтарович, ваш прогноз, какой будет ситуация на дорогах Казани через год-два?- В Казани пока нет такого, чтобы водители по несколько часов стояли в пробке, как, например, в Москве. Да и самого понятия «пробка» у нас нет, есть замедленное движение. Машины медленно, но все-таки двигаются. В Москве – стоят. Если мы не будем строить дороги, то через год-два у нас будет такая же ситуация, как в столице. Придется часами стоять в пробках, предварительно накупив газеты.

С 1 сентября будет изменен режим движения грузового транспорта в целях повышения пропускной способности в центре города. Для грузового транспорта более 20 тонн запрет будет действовать с 7 до 22 часов.

– Введение новой транспортной системы, подразумевающей использование экологически чистых двигателей автобусов, может принести плоды только в том случае, если она избавит нас от парка старых машин, – уверен ведущий советник министерства экологии и природных ресурсов РТ Андрей Ермолаев. – Изношенные «ПАЗики» и «Газели» не соответствуют принятым на сегодняшний день нормам, а клубы черного дыма, выпускаемые ими, не оставляют ни миллиметра чистого пространства. Наибольшие выбросы наблюдаются в режиме холостого хода, торможения и разгона.

Новая транспортная система должна помочь очистить город. Что касается прогнозов на будущее, то оптимальным вариантом было бы введение автомобилей, соответствующих международным экологическим нормам Евро3.

Татарстан интенсивно развивает автомобилестроение. С 1 декабря прошлого года на набережночелнинском предприятии ОАО «Завод малолитражных автомобилей», контрольный пакет акций которого принадлежит компании «Северстальавто», начата серийная сборка итальянского седана FIAT Albea. В январе этого года ЗМА стал производить FIAT Doblo, к концу этого года планируется наладить выпуск FIAT Linea. Общий объем выпуска FIAT составляет 100 тысяч машин в год.

На ЗМА уже производятся корейские внедорожники SsangYong Rexton, SsangYong Kyron и SsangYong Actyon (десять тысяч автомобилей в год).

Вскоре дочернее предприятие «Северстальавто» ООО «Северстальавто-Елабуга» перейдет на выпуск седана FIAT Ducato. До конца этого года планируется изготовить 75 тысяч автомобилей этой модели.

Похоже, производители и продавцы телефонных аксессуаров должны поделиться прибылью с Госавтоинспекцией. Ужесточение правил вождения напрямую повлияло на их выручку.

– За последние несколько дней продажи гарнитур хэндс-фри действительно заметно выросли, – рассказывает PR-менеджер Поволжского филиала компании «Евросеть» Наталья ШВЕЙКИНА. – Некоторые покупатели приобретают сразу по несколько гарнитур – для себя, друзей и родственников. Впрочем, их дефицита в салонах связи «Евросеть» и на складах нет. Наши цены на эти полезные гаджеты не повысились.

– Самым «популярным» правонарушением за последние дни является выезд на полосу встречного движения, – рассказал корреспонденту «МТ» замначальника контрольно-профилактического отдела ГИБДД по РТ Айрат Насыров. – Такие случаи составляют 20 процентов всех ДТП. Кстати, скоро более строго будем спрашивать за непристегнутый ремень – с 1 января 2008 года штраф составит 500 рублей.

Кроме того, на патрульных автомобилях Госавтоинспекции установлено 132 комплекта приборов видеофиксации нарушений ПДД водителями. Так что увильнуть недобросовестным водителям будет сложнее.

Какие автомобили предпочитают девушки, а какие – парни? С таким вопросом корреспондент «МТ» обратился в автосалоны Казани.

Как отметили в одном из них, девушки предпочитают «маленькие и красненькие» автомобили. Из марок отдают предпочтение Daewoo Matiz. На втором месте – KIA Picanto. За ней идет Hyundai Getz. Как видно, девушки, в основном, выбирают машины зарубежных производителей.

Мужчины же, напротив, хранят верность отечественному автопрому, предпочитая ВАЗ-2112 и 2114. Также среди сильного пола в этом году очень популярны Mazda третьей и шестой серий. Одинаковую позицию с Mazda занимает солидный и дорогой Mercedes «S» класса. На последних строчках нашего сводного рейтинга оказались Daewoo Nexia, Honda Civic, Hyundai Elantra, Ford Focus, BMW пятой серии.

Лето – традиционно жаркая пора в автошколах. Но в этом году, похоже, перебиты все рекорды. В учебных заведениях просто не хватает мест.

Еще одна особенность – среди желающих получить права все больше становится представительниц прекрасного пола. Согласно данным регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УВД по Казани, в последнее время количество женщин в автошколах составляет 40 процентов.

Если говорить о цене водительского удостоверения, то чем выше температура за окном, тем дороже оно обойдется. Цена стартует от 12 тысяч за три месяца обучения. На данный момент принято решение не вводить шестимесячный срок обучения. Изменение правил сдачи экзаменов возможно только для лиц, желающих сдать экстерном, и только на практическом этапе экзамена. Тогда вместо трех упражнений они должны будут сдать все упражнения, включенные в программу.

В 2007 году в Республике Татарстан была приостановлена деятельность более 20 автошкол. Лишение лицензии автошколы находится в компетенции судов.

По информации ГИБДД УВД по Казани, наиболее частыми нарушениями со стороны автошкол, влияющими на приостановление их деятельности, являются:

Рейтинг автошкол можно посмотреть на сайте www.rpolice.ru

Начальник отдела лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений министерства образования и науки РТ Тагир ГАФУРОВ:- Срок обучения в автошколах увеличен не будет. Этот вопрос находился в стадии обсуждения, но он был в какой-то степени инициирован коммерческими автошколами, которые хотели создать некоторый ажиотаж у населения, поскольку увеличение сроков обучения влияет на стоимость. Сейчас ни о каком увеличении сроков речь не идет. Учиться на категорию В придется столько же – 238 часов, из них 30 часов – вождение.

Что для вас автомобиль?

Татьяна Юдина, аэрограф:- Для меня автомобиль – это объект творчества. На каждую машину я смотрю как художник на холст: прикидываю, что и где можно на ней нарисовать.

Максим Семагин, водитель:- Средство к существованию. Вождением зарабатываю на жизнь. Водить стараюсь по правилам. Понимаю, что, если лишусь прав, потеряю работу. Нравится самому ремонтировать машину. Автомобиль чувствуешь только тогда, когда можешь сам разобрать и собрать ее «от» и «до».

Андрей Калинин, студент:- Автомобиль – это пока мечта. Я уже работаю и, думаю, смогу накопить на простенькие «Жигули». Проблема только с правами – я слышал, что цены за обучение в автошколах скоро вновь повысят.

Мария Щербакова, программист:- Машина для меня – экономия времени. Начиная со второго курса, я опаздывала буквально везде. Поэтому этим летом решила купить автомобиль. Поехала на лето зарабатывать деньги в Америку, а по приезде в Казань моя мечта осуществилась.