Отставной военный (наш тест-драйв Nissan Patrol)

Приходилось слышать мнение, что Nissan Patrol нового поколения перестал быть настоящим вездеходом, независимая подвеска и новая насыщенная электроникой трансмиссия сделали из него рафинированный автомобиль не способный к покорению диких просторов.

Позволю себе не согласиться, по мне так Patrol перешел в категорию внедорожников, на которых просто жалко съезжать на бездорожье. Да, в качестве патрульного автомобиля для «голубых касок» ООН, внедорожник теперь вряд ли подойдет. Но нас, разумеется, это не остановило, проверить Patrol в настоящем деле – задача номер один.

В отличие от простачка предшественника, новый Patrol выглядит не только мощно и солидно, но и с некоей грацией большого млекопитающего. Сразу проникаешься уважением и не только к габаритам и массе, а к достаточно простым, гармоничным формам, очень удачно сдобренным благородным цветом и к месту установленными хромированными элементами. Никаких грубоватых расширителей колесных арок, как на предшественнике. Никаких заведомо утилитарных элементов, «запаска» с пятой двери удалена, а угловатый силовой бампер к скругленной морде теперь вряд ли пристыкуется. Во всяком случае, это уже будет не эстетично. Patrol подрос по всем направлениям, раздобрел почти на четыре центнера и вмещает теперь не 7, а 8 пассажиров. Амплуа его действительно в корне поменялось, теперь это не профессиональный вездеход, а люкс-внедорожник и в патруль ему больше не ходить. Отныне это преуспевающий отставной военный, по-видимому, занимающийся серьезным бизнесом.

Вместо неразрезных мостов автомобиль получил независимую пружинную подвеску, насыщенную электроникой трансмиссию и только бензиновый двигатель. Если предшественник довольствовался 245-ю бензиновыми кобылами, то у новичка их 405, снятых с объема 5,6 л мотора V8, вместо прежних 4,8 л рядной «шестерки». Правда, кузов остался рамным, но не простым. Силовой каркас в проеме задней двери и передние усилители замкнуты на несущую структуру кузова, для улучшения характеристик программируемой деформации при столкновении и для снижения вибраций массивной конструкции.

Огромный салон Патруля отделан с роскошью и помпой: кожа, дерево, отличное качество подгонки. Жесткий пластик в отделке практически отсутствует. Широкое водительское кресло с электрорегулировками, вентиляцией и подогревом – скользковато, но удобно и располагает к отдыху, а не к активному вождению. Между креслами огромный охлаждаемый бокс с крышкой, открывающейся на две стороны. То есть, в него предусмотрен доступ и пассажирам сзади. Глыба передней панели увенчана по центру восьмидюймовым дисплеем коммуникационной системы, включающей в себя навигацию, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, видеокомплекс четырех камер кругового обзора (очень удобная вещь!) и маршрутный компьютер. Многофункциональная баранка с подогревом обшита мягкой кожей, и, к счастью, не имеет скользких вставок из дерева. На ее ступице, кроме всего прочего, есть и кнопки управления активным круиз контролем, и системы удержания автомобиля в пределах полосы. Взаиморасположение органов управления и эргономика в целом не вызывают нареканий. Не совсем удобным показался разве что блок управления регулировками наружных зеркал на панели слева от руля. Привычнее видеть его на водительской двери.

Для пассажиров второго ряда не только королевский простор по всем направлениям, но и собственный блок климат-контроля с воздуховодами в панелях крыши, а также мониторы DVD-системы в подголовниках передних кресел и индивидуальные наушники. Есть 4-ступенчатая регулировка спинки, подлокотник с подстаканниками, удобные поручни на средних стойках. Не обделены вниманием и задние пассажиры: места здесь достаточно для троих взрослых, подушка расположена достаточно высоко, по краям есть удобные подлокотники с подстаканниками, в крыше индивидуальные воздуховоды системы вентиляции, для всех троих – ремни безопасности, а подголовники – для двоих. Массивная пятая дверь – с электроприводом, а багажник даже в 8-местном исполнении имеет объем 550 л, но если сложить оба задних ряда сидений, то Patrol превращается в грузовой фургон с полезным объемом свыше 3 кубометров! А в его недра можно грузить предметы длиной более 2 метров. Это рекордные показатели среди полноразмерных внедорожников, больше разве что у настоящего «американца» Chevrolet Suburban, удлиненного на полметра собрата Tahoe.

Передвигается Patrol также как выглядит – мощно, плавно и уверенно, но резких маневров не любит. Мотор под звериный рык лихо уносит с места почти трехтонную махину, 7 секунд и «сотня»! Не удивительно, что динамика кажется достаточной в любых режимах, несмотря на легкую задемпфированность педали акселератора и небольшую задумчивость 7-ступенчатого «автомата». Как меняются передачи вверх просто не замечаешь – плавно и вовремя. И лишь когда «автомат» переходит на три или четыре передачи вниз случается рывок. Любишь гонять на больших бензиновых машинах – люби и денежки платить! Паспортный расход топлива в городском режиме превышает 20 л 95-го на «сотню», а в реальности и того больше. Впрочем, многое зависит от манеры езды, но как, скажите пожалуйста, катить не касаясь педали акселератора, когда под капотом 405 жеребцов!

Подвеска, вопреки ожиданиям, оказалась жестковата, но все же оставаясь в комфортной зоне. Тем самым высокий автомобиль защищен от чрезмерных кренов и раскачки. Автомобиль идет по прямой как танк и уверенно чувствует себя на неровной дороге, но нет-нет да взбрыкнет неподрессоренными массами и поймает удар другой, который передаст на руль. И иногда на гребенке досаждает тряска. В повороте автомобиль кренится умеренно благодаря системе Hydraulic Body Motion Control, она управляет специальными гидроцилиндрами, компенсирующими крены, и клапанами-замками стабилизаторов поперечной устойчивости, снижая раскачку и стабилизируя автомобиль. Крены становятся чрезмерными лишь в предельных режимах, до которых на таком автомобиле негоже доводить. Однако, под сброс газа автомобиль легко идет веером, а демократичная система стабилизации позволяет это делать, пресекая лишь слишком глубокие скольжения. Руль вовсе не «пустой», как можно было бы ожидать от гиганта и не слишком «длинный». Но и легковой «остроты» тоже нет. В энергичных поворотах он наливается ощутимой тяжестью, а информативности и реактивного усилия не хватает только при малых углах поворота. Так что шасси гиганта настроено по боевому, но отчасти, не хватает подобающего классу комфорта в движении и шумоизоляция пропускает в салон гул шин и звук мотора на шоссейных скоростях.

До внедорожного полигона мы добирались в режиме трансмиссии Auto, когда полный привод подключается автоматически многодисковой муфтой в приводе передних колес. Этот режим годится и для легкого бездорожья. Круглая шайба режимов трансмиссии наглядна и удобна. На слабонесущих грунтах и пересеченной местности лучше заблаговременно включить жесткий полный привод (при этом муфта блокируется), а при необходимости и пониженный ряд передач, а также, отдельной кнопкой, блокировку заднего дифференциала. На шайбе есть еще четыре кнопки электронных программ трансмиссии: «шоссе», «снег», «песок» и «камни». Есть ассистенты помощи при спуске с горы и старта в гору, кнопка отключения системы стабилизации на бездорожье. Для движения по пересеченной местности подойдет любой из трех внедорожных режимов, а какой конкретно, сказать трудно – нужно экспериментировать. Жаль, в трансмиссии нет режима «грязь-колея», который, без сомнения, более всего был бы полезен нам россиянам. Но это еще одно подтверждение того, что Patrol создавался с прицелом, прежде всего, на рынок Ближнего Востока, где грязи-то, как раз и не бывает. Скользкие склоны мы утюжили в режиме «песок», но можно попробовать и «снег», чтобы не допустить излишней пробуксовки. А для сухих косогоров подойдут и «камни».

В любом случает шасси Патруля способно на большее, нежели позволяют реализовать сцепные свойства шин. Дорожный протектор в грязи быстро замыливается, заставляя автомобиль соскальзывать с намеченной траектории. Хотя геометрическая проходимость Патруля хороша. Глубина преодолеваемого брода – 700 мм, дорожный просвет – 268 мм и передний свес короткий. На крутых подъемах первым начинает цепляться за грунт не слишком грамотно подвешенный задний бампер. Если им хорошенько зацепиться, то можно капитально «сесть». В этом случае роль индикатора играют задние брызговики, если они начали скрести грунт, то дальше двигаться уже не стоит. Движение при диагональном вывешивании не проблема для машины, но при столь длинноходной подвеске, проблема ее вывесить. Нам с большим трудом удалось это сделать.

Любителям внедорожных вылазок можно порекоменндовать установить защиту картера переднего редуктора в дополнение к штатной защите передней части моторного отсека, а также прикрыть бензобак, свисающий ниже лонжеронов. Ну и установить более зубастые шины, хотя, в любом случае, Patrol теперь не годится для создания экспедиционного вездехода. Нежная электроника в тяжелых условиях не застрахована от глюков и сбоев, а сам автомобиль слишком лощеный, чтобы опускать его в серьезную грязь. Однако, в целом, внедорожные возможности Патруля на хорошем уровне.

И в заключение, цена вопроса. Выбор комплектаций не слишком велик, если не сказать – скуден. Машина в наибогатейшей комплектации с единственным мотором и трансмиссией стоит от 3085000 руб. А наш Patrol в максимальной комплектации с дополнительно установленными развлекательной DVD-системой, системой контроля рядности движения и интеллектуальным круиз-контролем потянул на 3249000 руб. Конечно же, Патрулю не хватает хорошего дизельного мотора, на который могло бы прийтись три четверти продаж. Хотя надежда появления такого двигателя есть. А пока Patrol с бензиновым мотором – хороший выбор мощного и динамичного, статусного внедорожника, годящегося, скорее как автомобиль сопровождения, нежели как вездеход для покорения диких просторов.

(Данные производителя)

Кузов — 5-дверный, рамный, стальной
Число мест — 8
Габариты, мм
Длина — 5140
Ширина — 1995
Высота — 1939
База — 3075
Клиренс – 270
Снаряженная масса, кг — 2785
Полная масса, кг — 3450
Двигатель – бензиновый
Число и расположение цилиндров — 8, V-образно
Объем, л — 5,6
Мощность — 405 л.с. при 5800 об/мин
Крутящий момент — 560 Нм при 4000 об/мин
КПП — 7-ступенчатая автоматическая
Привод — полный, с многодисковой муфтой в приводе передних колес
Передняя подвеска — независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска — независимая, пружинная, многорычажная
Максимальная скорость, км/ч — 210
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 6.6
Расход топлива на 100 км, л
Городской цикл — 20,6
Загородный цикл — 11,0
Смешанный цикл — 14,5
Топливо – бензин АИ-95
Шины – 275/60 R20

Toyota Land Cruiser 200 с бензиновым мотором (4,7 л, 288 л.с.) заметно слабее Ниссана, но и стоит дешевле – почти 3 млн. руб. Примерно на 20000 руб. дороже стоит турбодизельная версия (4,5 л, 235 л.с.).

Mercedes Benz GL с наиболее мощным 388-сильным бензиновым мотором (5,5 л) стоит заметно дороже «японцев» – 5 млн. руб. На турбодизельной (3,0 л, 224 л.с.) версии можно существенно сэкономить, но и она стоит от 3150000 руб. Есть промежуточная версия с 340-сильным бензиновым мотором (4,7 л) – от 4 млн. руб.

Chevrolet Tahoe, вновь возвращающийся на наш рынок, может предложить неплохое сочетание размеров, мощи и цены: 320-сильная бензиновая машина (5,3 л) с 6-ступенчатым «автоматом» стоит от 2200000 руб. А его более престижный родственник Cadillac Escalade с двигателем объемом 6,2 л (403 л.с.) тоже привлекателен по цене от 2800000 руб.